Airport of departure.
Начитавшись форумов по иммиграции, я задумался, а стоит ли мне лететь из Белоруссии. Мой багаж состоял из 170 музыкальных дисков, примерно 40 фильмов на DVD и дисков 20 различных программ, как "заводской печати" так и записанных собственноручно. Итого - больше 200 дисков. А еще я вез с собой ноутбук для личного пользования, в специальной сумке с карманами для блока питания и прочих аксессуаров. Еще две оптических мышки, несколько толстых книг, и еще всякие мелкие необходимые гаджеты. Страшновато, знаете ли, Беларусь ведь, не Европа. А делать нечего, надо как-то провезти.
Вариантов я рассматривал три: из Москвы компанией Finn Air, из Варшавы компанией KLM или из родного Минска польской LOT. Но, как оказалось, при вылете из Москвы по иммиграционной визе теоретически могли возникнуть проблемы с белорусским паспортом без некоего штампа "на ПМЖ". Если через Варшаву, то с двумя большими чемоданами нужно было ехать в поезде, а потом на такси, а потом в незнакомом мне аэропорту. А из Минска мне просто не хотелось лететь - почему, теперь уже не могу понять. И снова, Сеть помогла мне выбрать лучшее решение. Вопрос решился сам собой в офисе минского туроператора Merlintour. Аэрофлот не рассматривался в качестве перевозчика. А приветливая девушка в прохладном кабинете на проспекте Машерова, исходя из моих возможностей и предпочтений, забронировала мне место у окошка в Boeing 767. До Варшавы же летел турбовинтовой самолет Alenia ATR-72. Билет бронировался за месяц до вылета, и мест уже почти не было.
Что я могу сказать о сборах? Когда я разложил перед чемоданом все свои 200 с лишним дисков, то понял, что почти весь он и будет ими заполнен. Но я купил специальные bags для CD ( есть емкости от 10 CD и до 128 CD ). Так что дома я оставил гору пластмассовых коробок, а все мои носители информации уместились в две компактные сумочки по 128 штук. Две трети одного чемодана было занято только компьютерными принадлежностями. Еще я взял с собой лекарств - достаточно много. Большую водку в керамической бутылке - на презент, большую круглую буханку черного хлеба, ну и все остальное - обувь, одежда, предметы личного обихода.
Прочитав в аэропорту бланк декларации, я туда внес и компьютер, и все диски и книги. И, как оказалось, не зря - таможенника такое подробное описание заинтересовало, и он попросил открыть оба чемодана. Но на счет дисков и компьютера я был относительно спокоен - ведь за несколько дней до вылета я позвонил в таможню аэропорта Минск-2 и разузнал на сей счет. Оказывается, пару месяцев назад было отменено положение об обязательной проверке носителей информации в таможенных органах. А любой ноутбук достаточно просто задекларировать, однако таможенник на регистрации сказал, что и это не обязательно. Мои чемоданы изучались минут пять - семь, но не очень тщательно. В завершение досмотра таможенник поинтересовался, нет ли у меня белорусских денег, чтобы купить брошюру "Таможенный вестник", он сделал это вежливо, с улыбкой, и даже весело. Белорусских денег у меня не было. У представителя авиакомпании я попросил место у окошка, прошел security контроль и благополучно отправился в магазин duty free за спиртным и сигаретами. Наличных долларов я вез с собой не больше, чем разрешено не декларировать. Но на всякий случай тоже вписал эту сумму в декларацию. Первый короткий перелет прошел нормально.
Самолет немного опоздал в Варшаву, но рейс Warsaw - Newark тоже был задержан минут на 20. Как мне объяснили в Мерлинтур - если у меня билеты одной компании, то даже если по независящей от меня причине большой самолет улетит раньше, мне без проблем найдут место в следующем этой же компании.
Запутаться в Варшаве при пересадке невозможно, путь указан стрелками, что-то вроде Transit Passengers, я уже не помню. При регистрации билета на второй рейс, нужно предъявить свой желтый пакет с визой. Посадка в самолет прошла очень быстро. Расположившись у окошка, я видел, как два моих чемодана среди прочих загрузили в багажный отсек самолета. Да, хочу заметить, что в отличие от Минск-2, нигде в Варшавском аэропорту имени Фредерика Шопена вам покурить не удастся. Там НЕ КУРЯТ.
Airport of destination.
Я заметил, что часто летающие люди при случае либо дискутируют о том, какая компания предпочтительнее, либо молча выбирают самую, на их взгляд, лучшую и только ею и летают. Есть еще те, кому относительно все равно, главное чтоб самолет не упал. Мне все равно. Еще желательно место у окошка.
Мой рейс был загружен полностью. В салоне было два или три больших экрана, занятых показом жестикулирующих под музыку негров. Кормили два раза, не скажу, чтоб очень вкусно, но голодному человеку вполне подойдет. Пить можно было сколько угодно. Это касается как прохладительных напитков, так и спиртного. Я видел, как люди напивались изрядно. Я тоже выпивал. Еще на экранах время от времени демонстрировали карту и полетные характеристики: сколько пролетели, сколько осталось, высота, температура за бортом и прочее. Стюардессы вполне понимают по-русски. Примерно в середине пути предложили заполнить таможенную декларацию для въезда в США. Насколько я понял, бланки декларации могут быть на нескольких языках, и можно выбирать тот, который более понятен. Ничего сложного в этой форме нет, на все вопросы нужно отвечать "нет" ( если, конечно, в багаже нет того или иного товара в коммерческом количестве ). В общем, второй перелет тоже прошел нормально. Погода была прекрасна, высота 11300, температура за бортом -58 по Цельсию. Американские пассажиры всегда аплодируют при удачной посадке.
Заблудиться в аэропорту Newark, как и в Варшаве, невозможно. Кроме того что можно следовать информационным указателям, достаточно просто не отставать от общего потока со своего рейса. Никаких двух очередей ( как я прочитал на форумах - для американских граждан и для не американских ) не было, все пассажиры стояли в одной змеевидной очереди. Один или два офицера "разбрасывали" прилетевших по пропускным пунктам. У меня попросили паспорт, спросили - какая виза, я показал свой пакет, и меня направили к другому оофицеру, который забрал все мои документы и попросил следовать за ним. Я оказался в комнате, напоминающей ту, где я проходил интервью. Устроился удобнее и стал ждать. Всего в этот вечер я видел две-три семьи, победителей лотереи, одна украинская и две польских, вроде так. И я один. Часто заходили то индийцы, то арабы, то прилетевшие с Альфа Центавра, но они проходили свой, собственный иммиграционный контроль. Всех лотерейщиков постепенно вызывали в соседний кабинет, и через пару минут они оттуда выходили сияющие улыбками. Меня почему-то позвали последним, сняли отпечаток указательного пальца на правой руке, дали расписаться на непонятном планшете с неудобной прорезью, отчего роспись сделалась какой-то рубленной ( для чего это - я не понял ), выдали мой паспорт с печатью I-551, сказали, что это моя Green Gard ( номер в штампе будет соответствовать номеру на пластике ), удивились что я из Белоруссии ( думали, там одни зубры живут ) и весьма приветливо отпустили на все четыре стороны. Я легко нашел свой багаж - его сторожила представитель авиакомпании! Водрузил чемоданы на тележку и поехал к пункту таможенного контроля. Пожилая, очень дружелюбно настроенная черная бабушка ( пора уже привыкать, что в Америке живут не только белорусы ) взяла мою декларацию, увидела мои "NO", сказала свое "ОК" и пожелала счастливого пути. И я отправился в Америку.
SSN, Drivers License, Bank Account etc.
Уже на следующий день после прилета я направился в ближайший ко мне Social Security Office. Сами понимаете, для чего. Но перед этим у меня состоялся серьезный разговор с google.com, я хотел узнать, что думает на этот счет он. Со стенограммой этой беседы можно ознакомиться чуть ниже по тексту. Скажу сразу, что мне не удалось в своем штате найти нормальный ( не toll free ) телефон офиса. А автоответчик, редиска, талдычил лишь адрес, по которому следовало подъехать.
Уверен, если бы подобная организация существовала в совке, ее офисы выглядели бы совершенно иначе. Можно сказать - самая главная контора! А здесь это сарай сараем, с толстой афроамериканкой ( надо уже привыкать к политкорректности ) в качестве охранника, телевизором под потолком, кондиционером и такими же окошечками, как в консульстве, где интерьвью проходят. К слову сказать, и местные отделения банков снаружи - те же сарайчики.
Перед обращением к клерку необходимо ознакомиться и заполнить специальную анкету The Application for a Social Security Card, форма SS-5, она абсолютно несложная в заполнении и нужна лишь для того, чтобы клерк ввел ваши данные в компьютер. После этого заполненная вами SS-5 рвется на части и исчезает в мусорной корзине. Но…
Это раньше было достаточно штампа I-551 в паспорте, чтобы зарегистрироваться ( и сразу получить номер! ) прямо в офисе Social Security Administration. Теперь данные из аэропорта прилета, где вы проходили иммиграционный контроль, должны скормить недавно созданному монстру ( специальное управление, которое, очевидно и занимается пресловутыми административными проверками россиян ), и только после этого они ( неужели еще раз проверяют ??? ) вводят данные о вновьприбывшем в центральный компьютер, в свою очередь из которого уже и получают данные все локальные отделения Social Security Administration. Я не уверен, что система работает именно так, но что-то они там точно делают. И получают неплохую зарплату.
Короче говоря, данных обо мне компьютер еще не видел. Ситуация повторилась и неделю спустя… Но при повторном посещении офиса клерк пообещал, что если данные не придут через 10 рабочих дней ( две календарные недели ), они пошлют запрос "в Центр". Мол, вот он человек, есть! А в компьютере нет его!
Третий визит оказался чуть более продуктивным, тетя в окошке уже заметно нервничала. Ну нету вас у нас, нету! Говорит, что на запрос Центр может отвечать в течение 120 дней, но если есть желание процесс ускорить, нужно звонить в центральную контору, ту, что ближе к аэропорту прилета. Номер, говорит, есть в телефонном справочнике.
В телефонном справочнике номер действительно был. Звонить туда одно удовольствие - набираешь номер и минут 40 слушаешь музыку. В конце концов на другом конце показался живой человек, выслушал important question, спросил номер Green Card ( тот, что в штампе I-551 ) и сообщил, что и в главном компьютере обо мне ни слуху ни духу. Звоните, говорит по номеру + 1(888) 464-42-18 и у них справшивайте...
Но сначала я позвонил в google.com. И узнал о существовании еще одного монстра - S.A.V.E. Program. Воистину BCIS на BCISке и BCISком погоняет! Как я понял, программа эта как раз для таких как я, за которыми Большой Брат сразу не уследил и по причине раздолбайства утерял документацию. Узнав, в чем дело, товарищ из S.A.V.E. испросил мои данные, попросил отправить им факсимильную копию двух страничек моего паспорта ( штамп I-551 и ту, что с фоткой и сигнатурой ) и пообещал, что завтра перезвонит. Не обманул, назавтра, в 9.15am перезвонил, убедился, что я действительно я и пообещал, что через неделю мой локальный офис Social Security будет готов продолжить разговор.
Естественно, из офиса Social Security никто мне не звонил, пришлось ехать самому. Четвертый визит оказался неудачным, по причине "зависания" компьютера. То есть работники офиса не смогли соединиться с компьютером Центра, чтобы вытащить оттуда мои данные. Говорят, это нормальная история, компьютер может "висеть" и день и два подряд. Пятый визит состоялся на следующий день. В этот раз меня почему-то уже не стали держать у окошка и пригласили внутрь операционного зала. Клерк подивилась виду странному новенькой Green Card с кучей степеней защиты, сказала, что номер мне уже выделен и распечатала экран компьютера, поставив на этом незамысловатом "документе" печать офиса. Еще она сообщила, сама карточка придет по почте в течение двух недель после. Пожелала удачи и пригласила наведываться к ним почаще. Да уж, дождетесь!
На следующий день почта принесла еще одну весточку - конверт из города Mesquite, штат Texas, отправитель Department Of Homeland Security, Bureau Of Citizenship & Immigration Services. Еще не вскрыв конверт, я на ощупь понял, что внутри. Итак, прошел один месяц и один день со времени моего приземления в США до того, как я получил свою Green Card, физически так сказать, а не только "выиграл возможность на получение".
Письмо с официальным бланком SSN пришло по почте еще через два дня. Это небольшой листок картона, с левой стороны которого напечатан адрес, а справа - выдавлена трафаретом сама карточка с моей фамилией, номером и местом для подписи. Вроде как нужно ее оттуда "выдавить", расписаться, заламинировать и хранить в сейфе подальше от чужих глаз. Своеобразным паролем к SSN является девичья фамилия матери, написание которой также нужно запомнить, как и сам номер. В банке, к примеру, этот "пароль" спрашивали.
Имея на руках номер SSN и пластик Green Card, на следующий день я направился в ближайший банк. В банке Sovereign с первого раза счет открыть не удалось. Его я открыл чуть позже и в другом банке, а как это произошло и почему, можно прочитать чуть ниже по тексту. Кроме всего прочего, невозможность открыть аккаунт была связана еще и с тем, что у меня не было на тот момент "американского паспорта" - водительских прав, или Drivers Licence.
Ничего не оставалось делать, как форсировать процесс получения водительского удостверения штата New Jersey. Ньюджерсийские Drivers Licence выдаются сроком на 4 года, после чего их нужно просто обменять на новые, вновь сфотографировавшись и заплатив 6 долларов. Никаких экзаменов и тестов при таком обмене проходить не нужно. Водительское удостоверение я получил за один день. Далее я собрал немного линков и дополнительной информации по поводу drivers licence в целом по Америке и в штате New Jersey, в частности.
А коротко говоря, получается так, что положенные любому иммигранту по программе DV американские документы и привилегии достаются в следующем порядке:
-
Green Card;
-
SSN;
-
Drivers Licence;
-
New Bank Account.
Причем я специально выделил слово - достаются, так как иначе процесс получения оных назвать нельзя. Хотя, быть может, у другого DV-иммигранта этот процесс пройдет более гладко. И надо понимать, что жизнь в Америке так или иначе начинается именно с этих четырех пунктов.
P.S.
Безусловно, мне очень повезло, что я приехал не на пустое место, что рядом есть родные люди, и без их участия даже в первые дни было бы очень тяжело, и даже страшно. Это очень важно. Мне трудно сказать, стал ли я ощущать себя по-новому после того, как у меня появились "американские" документы... Скорее мои чувства даже притупились, приструнив излишне эмоциональные суждения, ведь за слова нужно отвечать, да? Большие и в основном новые машины, хорошие дороги, быстрый интернет, относительно недорогой бензин, давно уже налаженный быт, переполненные магазины, пофигисты американцы, красивая природа. В целом - страна как страна. Только называется иначе и расположена за океаном. Очевидно, все впереди. И еще очень хочется чтобы побыстрее приехали ко мне мои жена и сын.
<< Назад
|