С далеких школьных лет запомнился урок географии, на котором учительница рассказала о шхерах и фьордах Скандинавии. С тех пор захотелось их увидеть.
Что касается шхер, то их увидела, совершая первую морскую поездку в Швецию. А фьорды своим величием и красотой поразили совсем недавно во время июньского путешествия по Норвегии.
По пути в Норвегию
Чтобы попасть в эту замечательную страну, пересекаем Финский залив знакомым морским путем в Финляндию. В Хельсинки нас ждет комфортабельный автобус. Едем на запад в старинный город-порт Турку (по-шведски Або).
Время летит быстро, мы уже в морском порту на палубе огромного шведского лайнера, который доставит нас утром в Стокгольм. Белая ночь пролетела незаметно. Мы подплываем к шведским берегам.
В стокгольмском порту много народу, садимся на свой автобус и, минуя центр шведской столицы, объездной дорогой выезжаем на шоссе Стокгольм — Осло. Предстоит проехать 560 километров , всю территорию центральной Швеции с востока на запад. Дороги прекрасные, ехать по ним одно удовольствие. Ландшафт Швеции в основном равнинный, заливные поля, луга, на которых пасутся лошади, коровы, овцы. Гранита и озер по сравнению с Финляндией здесь гораздо меньше. Спокойный убаюкивающий пейзаж с животными, ну просто скандинавская идиллия…
Незаметно доезжаем до шведско-норвежской границы. При пересечении ее никаких досмотров и проверок документов.
Здравствуй, страна викингов!
За горой — Норвегия. От государственной границы до Осло 100 километров . Ландшафт из равнинного постепенно переходит в холмистый, через некоторое время дорога становится круче, мы поднимаемся вверх… Открывается прекрасный вид. С одной стороны вдали в голубой дымке горы, с другой — высокие холмы, а на их фоне на изрезанном морском берегу утопающий в цветущих кустах рододендрона Осло. Климат здесь благодаря североатлантическому течению Гольфстрим довольно теплый. Осло расположен на берегу трех небольших заливов Северного моря (Пипервик, Вьерквик, Фрогнер), из вод которого образуется фьорд Осло. На побережье множество лодок и яхт. Иметь яхту для современного норвежца гораздо важнее, чем автомобиль. В столице 470 тысяч жителей (с пригородами, которые называют Большим Осло — 700 тысяч). Старый город расположен на восточном берегу залива Пипервик, там можно взглянуть на средневековую крепость XIII века Акерсхюс, старинную церковь, ратушу, королевский дворец. В северо-западной части Осло на горе Хольменколль — знаменитый лыжный трамплин с таким же названием, где проходят крупнейшие лыжные соревнования. На вершине холма большая цементная скульптура добродушного толстого Тролля, героя норвежского фольклора. Надо сказать, что эти сказочные герои разных возрастов, разных габаритов, с разным выражением лиц встречаются на пути довольно часто: около гостиниц, кемпингов, магазинов и просто стоят около домов и вдоль дорог. Оказывается, они, как и разнообразная природа Норвегии, бывают разными: лесными, горными и даже водопадными. На горе Хольменколль Музей лыж с уникальной экспозицией старинных и современных лыж. Лыжный спорт в Норвегии очень популярен. Говорят, что на лыжи норвежцы становятся, едва родившись. Нередко можно видеть, как молодая мама несется на лыжах, держа за плечами своего едва появившегося на свет малютку. Предположительно, лыжи в Норвегии появились около четырех тысяч лет назад.
Многие норвежцы имеют деревянные дачки в труднодоступных горных районах страны. Туда они выезжают целыми семьями в период лыжного сезона, а летом многие предпочитают отдых в теплых странах.
Среди туристов и местных жителей популярен Музей под открытым небом, где представлены типичные постройки всех регионов страны начиная с XIV века. Один тип деревянного домика меня удивил. Он напомнил избушку на курьих ножках из русской сказки. Подумалось, а почему и нет, ведь первым князем Древний Руси был норвежец Рюрик… Музей под открытым небом любят посещать местные жители, тут можно увидеть, как мохноногая лошадка норвежской породы катает бабушек с внуками. Рядом с этим музеем — Музей кораблей викингов с уникальной экспозицией (корабли, лодки викингов, корабельная утварь, IX век). Корабли поражают своим величием и красотой. Вот самый большой из них — «Особерг», 30 метров в длину. Он был обнаружен неподалеку от фьорда Осло в 1904 году. Эти корабли были очень быстрыми, за сутки они могли преодолеть расстояние в 200 километров , двигаясь со скоростью 18,5 километра в час.
Нельзя не сказать о знаменитом парке скульптур Вигеланд, где собраны многочисленные скульптуры известного норвежского скульптора Густава Вигеланда. Одна из них — монолитная светло-серая гранитная колонна высотой 17 метров , на ней высечены около 120 человеческих фигур. Скульптура символизирует бесконечный жизненный цикл. Над ее созданием по экскизу Вигеланда работало много скульпторов.
Парк богат фонтанами, в которых в теплые дни плещутся дети. В Норвегии их любят и берегут. На билеты на транспорт, в общественные и культурные места для детей предусмотрены большие скидки. А в конце недели в семьях принято покупать для детей сладости. Но если ребенок серьезно провинился, сладостей ему не видать, родители непоколебимы…
Парк Вигеланд — любимое место отдыха жителей столицы и туристов. В конце недели здесь собираются целыми семьями люди всех возрастов. Располагаясь на зеленых лужайках, они устраивают пикники, жарят на мини-мангалах мясо и рыбу. Места на зеленых лужайках хватает всем. Надписей, запрещающих хождение по газонам, не видно. В парке устраиваются бесплатные концерты. Музыка и песни звучат для всех!
Горная страна и фьорды
Следующим утром покидаем Осло, отправляемся в горные районы к самому большому и глубокому фьорду Согне. Пейзаж резко меняется, горные дороги поднимаются все выше. Покрытые снегом горы возвышаются над уровнем моря на полтора-два километра. Дороги в горах не широкие, надо быть большим профессионалом, чтобы ездить по ним. Слева отвесная скала, а справа глубокий холодный фьорд или наоборот.
Зимой и весной есть опасность схода снежных лавин, многие дороги в это время закрываются. Не исключен камнепад. Во время нашей поездки одна из дорог была перекрыта из-за схода большого гранитного камня. За короткое время дорога была расчищена работниками дорожной службы, представители которой часто встречаются на дорогах Норвегии. Они действуют уверенно, работы предостаточно!
В стране много туннелей. Протяженность одного из них 24 километра . По берегам фьордов, порожистых рек на маленьких участках земли расположены небольшие города и поселки, крупных городов в стране мало. Дома чаще деревянные, легкие на вид, но хорошо отапливаемые, ведь электрическая энергия тут вырабатывается горными реками и многочисленными водопадами.
Некоторые дома построены прямо на скалах, часто, чтобы не тратить времени, вниз люди спускаются на специально приспособленных для этого канатах. Если в труднодоступных горных районах проживают дети младшего школьного возраста, для них предусмотрено домашнее обучение, а преподавателем является собственная мама, которой государство выплачивает ежемесячную зарплату.
В Норвегии очень мало пахотных земель, крестьяне в основном занимаются разведением скота — овец и коз. Знаменитые сорта овечьего и козьего сыров известны во всей Скандинавии. У них своеобразный вкус и цвет, бежевый.
Проезжая по центральным горным районам Норвегии, побывали в разных временах года. Высоко в горах на озере еще не растаял лед, а на карликовых кустиках едва распускается листва. Спускаясь с высокогорья, любуемся цветущей черемухой. Спустившись еще ниже, окунаемся в теплую цветущую долину, где стоит деревянная Боргунская церковь (без единого гвоздя), памятник деревянного зодчества XII века.
В этой долине и в других, подобных ей, теплым летом вызревают черешни и абрикосы.
В одной из таких долин начинается самый глубокий фьорд страны Согне, по нему совершаем трехчасовую прогулку на корабле. Передать величественную красоту фьордов Норвегии словами невозможно. Хорошо, что есть фотоаппарат…
Местами глубина Согне фьорда доходит до полутора тысяч метров. Вода в нем зеленая, окружающие горные вершины серовато-голубоватые, а в общем в сочетании с небом фьорд кажется голубым.
После впечатляющего путешествия к вечеру доехали до кемпинга у водопада Твинде, где под звуки низвергающейся с гор воды засыпаем как убитые. Водопадов в Норвегии, малых и больших, бесчисленное множество…
А на следующий день туманным утром едем в Берген, бывшую столицу страны, второй по величине город, основанный в XI веке. Берген очень красив, он стоит на семи холмах. На один из них можно попасть на канатном трамвайчике Флойбанен, что и делаем. За шесть минут мы на высоте 320 метров .
Надо сказать, что Берген — город дождей, они идут практически ежедневно. Нам повезло. Дождь, едва покапав, прекратился, показалось солнце, со смотровой плошадки открылся прекрасный вид. Берген входит в список ганзейских городов, много веков подряд здесь проживали немецкие купцы, чьи дома на набережной Брюггер сохранились и по сей день. Город связан с именами великих: Эдварда Грига, прожившего здесь 22 года и создавшего тут свои великие музыкальные произведения, драматурга Генриха Ибсена, возглавившего первый в стране национальный театр драмы, на сцене которого была поставлена его первая пьеса. Сейчас театр носит имя Ибсена. На улицах и площадях Бергена устраиваются театрализованные представления, играет оркестр. И музыка звучит для всех!
На берегу популярный у туристов рыбный рынок. Ассортимент богатый. Гигантские королевкие крабы, скумбрия, лосось, креветки, знаменитая норвежская сельдь, темное мясо кита, которое можно попробовать. На вкус оно очень своеобразное, грубоватое и волокнистое, в общем, на любителя… Но норвежская сельдь в сметанном, горчичном, томатном и прочих соусах очень вкусна!.. В городе много открытых кафе, в них потягивают кофе многочисленные туристы. Заглянули в кафе и мы. Объяснились по-немецки. Чашка хорошего кофе и очень вкусная булочка с кремом стоили 35 норвежских крон (примерно 70 ЕЕК). Местные жители посещают кафе или рестораны лишь во время празднования знаменательных семейных событий и дат. Норвежцы экономны, в обеденный перерыв общепит не посещают, а бутерброды приносят на работу из дома. После чудесного дня в Бергене едем дальше на высокогорное плато Хардангер, где на высоте 1200 метров над уровнем моря нас ждет уютный кемпинг. На пароме переезжаем второй по величине фьорд Хардангер. Стоит белая ночь, дует холодный ветер, мы снова попали в холодную раннюю весну, но в домике тепло. Ранним утром услышала, как кукует кукушка. Едем обратно в Осло, но по другой дороге. Ландшафт горной полярной тундры. С горного плато спуск вниз более плавный, чем подъем. Опять окунаемся в лето.
Вечер и ночь проводим в Осло. Утром после обильного завтрака, предложенного в отеле, отправляемся в обратный путь. Не доезжая километров десять до границы со Швецией — непредвиденная остановка. Дорога перекрыта. Причина — дорожное происшествие, тяжело пострадали две женщины. В небе показалось два вертолета медицинской службы, которые ловко приземлились на шоссе. Взяв на борт пострадавших, также ловко взлетели в небо. Когда путь был открыт, девушка-полицейский поблагодарила нас за понимание и молчаливую поддержку и пожелала доброго пути… Мысленно пожелав пострадавшим в аварии скорейшего выздоровления, мы добрались до границы. Последняя остановка в Норвегии. Не без грусти бросаю взгляд в сторону прекрасной страны, которая изумила и потрясла. Хэй даг (до свидания), Норвегия, знаю, ты будешь мне сниться!
Наталья ВЕБЕР
|