"…Начало рабочего дня. Все тихо сидят за чтением газет, и только слышно, как стонет бумага, когда ножницы безжалостно режут беззащитную плоть газетного листа с понравившейся статьей. После того, как всё нужное вырезано, можно приступать к работе.
Японский офис - это тюрьма для всех, кто в нем находится, то есть сидит. Самое ужасное то, что половина того, что в нем находится и делается - абсолютно бесполезные и ненужные вещи, действия, а главное люди.
Все листочки переписаны несколько раз, на каждом проставлены номерки, номерки занесены в таблички, разложены по папочкам, которые в свою очередь переписаны, имеют циферки в рамочках и все это в папочках. Все вопросы обсуждаются с начальством, причем не на прямую, а через нескольких человек. Я иду к моему начальнику, тот к своему, тот свой к главному. Главный отвечает, и все повторяется в обратном порядке. Потом следует долгое утрясание по телефону, опять пишутся различные бумажки, проходящие все стадии вышеизложенной регистрации.
Листочки, циферки, телефонные звоночки - и вдруг - все замирает, и звук постоянных разговоров сменяется не менее дружным и громким чавканьем. Время обеда! Никто не имеет права посягнуть на эту святыню. Всё одновременно приходит в движение. Вся Япония одновременно стоит в очереди, потом также одновременно переваривает бенто, купленное в ближайшем магазине. Чавканье и прихлебывание царит по всей стране. Но, как известно, делу время, а отпуск бывает только раз в году. Обед заканчивается, и вновь с шарканьем расползаясь по своим норкам-офисам все продолжают имитировать бурную деятельность до позднего вечера.
... И опять листочки, циферки, звоночки..."
Этот небольшой кусочек записанных мыслей родился три года назад во время стажировки в префектуральном управлении Киото. Тогда все увиденное показалось очень странным и немного раздражающим, теперь же вызывает только улыбку.
Так как это был офис достойного учреждения, да еще и международный отдел, то все его служащие должны были читать прессу, чтобы быть в курсе событий в мире. Каждый читает то, что ему положено. Газетами в офисе снабжают бесплатно. Секретарь отдела тоже прочитывает газеты, вырезает статьи, связанные с деятельностью международного отдела и подшивает их в папки. С этой подшивкой должны ознакомиться все работники офиса.
Вообще система внутреннего оповещения очень интересная. Например, организуют новое мероприятие. Подробный план мероприятия и полный пакет бумаг по этому поводу снабжается списком, в котором напротив своей фамилии каждый должен поставить личную печать, что он ознакомлен с документами и т.д. Такое оповещение позволяет тихо и быстро поставить всех в известность о чем-либо, будь это прием делегации или совместная поездка на отдых.
Работники офисов - сарариманы (от англ. salary + man) - приходят на работу рано, уходят поздно и практически не принадлежат себе. Дзангё - внеурочная работа - стала отрицательной чертой японских предприятий. На европейских предприятиях считается, если служащий остается на рабочем месте сверх установленного времени, то он не справляется со своими обязанностями. На некоторых японских предприятиях переходят на такую же систему и запрещают "дзангё", но среди самих служащих это нововведение приживается крайне плохо. В мире говорят о феномене японского трудолюбия. На самом деле у этого есть и обратная сторона. Многие служащие говорят, что трудятся так много из-за чувства долга, потому что их отцы тоже так трудились. Такая работа становится иногда причиной смерти от переутомления. А в период нынешнего экономического кризиса, боясь потерять место, многие вынуждены брать на себя непосильное количество работы.
Выполняемая работа в некоторых случаях действительно бывает абсолютно бесполезной. Например, поразил один случай, когда служащая отправляла новогодние открытки заграницу. Она напечатала адреса, приклеила марки на конверты, и вот тут начался сложный процесс подсчитывания марок. Она посчитала их по нескольким параметрам: сколько марок всего потрачено, сколько марок каждого достоинства, сколько конвертов по одной цене, на каких конвертах наклеен одинаковый комплект марок и т.д. Все это заняло около 30 минут. По нашим меркам это был просто немыслимый факт. Конечно, такое происходит не каждый день и, в общем-то, не все так запущено, но это то, с чем не может смириться наша душа. Благодаря такой "работе" служащие могут проводить много времени в офисе, отдавая дань общественным традициям.
Еще одна традиция - нэмаваси - утрясание какого-либо вопроса на разных уровнях руководства. Самый младший клерк не может напрямую обратиться с вопросом к начальнику отдела. Он должен спросить у того, кто стоит ступенькой выше и т.д. Если вдруг угораздило перескочить через какое-то звено, вас быстро поставят на место и отправят туда, откуда вы пришли. Обычно все утрясание происходит в письменном виде, проходя этапы регистрации и внутреннего оповещения. Подтверждение информации получают по телефону. Система работает медленно, но чрезвычайно стабильно. Она позволяет исключить случайность и неосведомленность.
Обед в офисе тоже подчиняется иерархической системе. Только начальник отдела и начальник секции может позволить себе заказать обед в офис. Это положено по статусу и довольно дорого для рядовых сотрудников. Они в свою очередь обедают в столовой, покупают готовый обед в магазине или идут в ближайший ресторанчик, где их уже знают как завсегдатаев. Некоторые приносят обед из дома.
С полудня до часу дня каждый делает, что хочет. Некоторые проводят обед активно: пробежка по ближайшему парку, партия в волейбол и т.д.
Отпуск длится 14 дней. Его можно отгулять сразу или брать отгулы в течение всего года. Отпуска без содержания не бывает. Благо, что в Японии много государственных праздников, которые являются выходными днями. Так что в общей сложности где-то месяц все-таки набирается.
В 5 часов вечера начинает играть мелодия - рабочий день закончен, но никто не двигается с места. Уйти можно только в 17:15. Это знак уважения по отношению к тем, кто остается. Младшие служащие могут уходить раньше своих начальников. Труднее всего приходится начальникам секций: они приходят раньше всех и уходят позже всех.
Что поделать - традиция…
Ольга Хованчук
|