Алексей Тагушев после нескольких лет работы в московском представительстве одной из японских автомобильных компаний пришел к выводу, что нашим согражданам проще общаться с японцами в Японии за чашкой чая, чем в России в офисе, - слишком разный подход к работе.
Поведение сотрудников японской компании строго регламентировано. В правилах даже прописан запрет на некорректное обращение с коллегами. Впрочем, если на нарушение одних предписаний закрывают глаза, то другие должны свято соблюдаться. Например, формально сотрудники не имеют права вести личные разговоры по служебным телефонам. Но на практике, конечно, никто не обращает на этот запрет особого внимания. Зато опоздание, даже на минуту, - жесточайшая провинность.
Несмотря на строгую дисциплину, в фирме нет системы прямых наказаний. О нерадивом сотруднике просто складывается соответствующее мнение, которое в дальнейшем может отразиться на его зарплате.
В то же время в японском офисе позволены такие вещи, которые недопустимы в американских компаниях. Например, празднование в офисе дней рождения коллег или иных событий, требующих алкоголя. А вот общекорпоративные вечеринки у японцев не в чести. Всей фирмой выбираются в какой-нибудь японский ресторан, как правило, раз в году - на Новый год.
- Корпоративные вечеринки для японцев - скорее часть работы, чем отдых, - говорит Алексей.
По словам Алексея, основная характеристика японского стиля работы - неторопливость и основательность.
- Поэтому и бизнес они ведут толково, - считает он. - Любое действие тщательно обдумывается и взвешивается. Но неудача в таком случае непростительна: у тебя было время подготовиться и принять правильное решение.
Неторопливость в работе отражается и на карьере сотрудников: повышение в должности идет крайне медленно, потому что компания настроена на то, что человек будет работать у нее всю жизнь. А женщине сделать карьеру в японской фирме и вовсе нереально. Скорее всего она навсегда останется в той же должности, на которую пришла.
Так же медленно, как и карьера, движется вверх зарплата. Ее прибавляют раз в год на пять процентов. Пять процентов от, скажем, 1000 долларов - это всего лишь 50 "у.е".
- Русские воспринимают такую прибавку как издевку, но японцы этого не понимают. Для них любое повышение приятно, - говорит Алексей. - Поэтому уже при приеме на работу надо называть сумму, которая тебя действительно устроит. А еще лучше - попросить на 20% больше.
Тенденция оставаться в офисе после окончания рабочего дня у японцев присутствует, однако будет ли она поощряться у русских сотрудников, зависит от конкретной ситуации. К допоздна задерживающемуся в офисе сотруднику присмотрятся: то ли он действительно хочет сделать для фирмы побольше, то ли он просто не справляется с работой в основное время.
Японцы, из которых состоит менеджмент японских фирм высшего и среднего звена, несмотря на предельную корректность, держатся обособленно от русских подчиненных. Поэтому даже знание японского языка на японской фирме нежелательно. Японские управляющие хотят иметь возможность конфиденциально обсуждать между собой дела своей фирмы.
Наталья КОНЫГИНА
|