Литература. Австралийская литература еще очень молода, и создается она на английском языке (аборигены своей письменности не имеют). До конца ХIХ в. жизнь австралийцев воплощалась в фольклоре: балладах, песнях. Их авторами были каторжники, ссыльные, золотоискатели, странствующие крестьяне. Австралийская литература заявила о себе в 90-е годы ХIХ в. Классиками австралийского реализма являются Генри Лоусон и Джозеф Ферфи. Популярнейшим жанром австралийской прозы остается рассказ. Имена таких поэтов и писателей, как Джон Моррисон, Алан Маршалл и Фрэнк Харди, известны по всему миру.
Архитектура. На заре истории Австралии архитектура имела сугубо утилитарный характер. Строгий функционализм был преобладающим направлением в гражданской архитектуре главным образом по экономическим соображениям; лишь недавно нормативы строительства были изменены и разрешено сооружение зданий высотой более 45 м. Глухие стены, алюминиевые покрытия, бетон - стандартные особенности высоких зданий, тогда как в сельской местности в норму вошли одноэтажные дома из красного кирпича с верандами в городах и коттеджи под железными крышами. Ведущие современные архитекторы - Рой Граундс и Гарри Сейдлер. Датский архитектор Йёрн Утсон проектировал здание оперного театра в Сиднее, которое порождает споры и расценивается как радикальный отход от традиционного стиля.
Изобразительное искусство. Первыми значительными австралийскими художниками были Том Робертс, Артур Стритон, Чарльз Кондер, Джон Лонгстаф и Фредерик Мак-Каббин. Робертс и Мак-Каббин развивали реалистические традиции и писали жанровые сцены. Стритон со своей искусной передачей цвета и света служил примером для многих поколений австралийских ландшафтных живописцев. Джордж У.Ламберт (1873-1930) был первым австралийцем, избранным в Королевскую Академию. Среди более молодых художников - Джеймс Глисон, видный сюрреалист; Дональд Френд, основоположник выразительных и сложных ландшафтных стилей; Cидней Нолан, разработавший специальный метод представления австралийской мифологии; Альберт Такер, уделивший внимание социальному экспрессионизму; Айвор Хилл, Уильям Добелл и Уильям Дарджи, выдающиеся художники-портретисты. Среди известных современных австралийских художников отметим Брета Уайтли, Про Харда и Джона Ольсена.
Бертрам Маккеннал (1863-1931) был первым видным австралийским скульптором. Рейнер Хофф (1894-1937) и его ученик Линдон Дэдсуэл пользовались очень большой популярностью. Роберт Клиппел прославился как мастер современной скульптуры, связанной с представлением металлических конструкций. В недавние годы проявился интерес к архитектурной скульптуре, заслуживают внимания работы Клемента Мидмора, Марджела Хиндера и Лентона Парра. Меррик Бойд (1889-1959) эффектно использовал изображения австралийских животных и растений в керамических изделиях.
Музыка. Среди других видных австралийских музыкантов - Питер Доусон, Джоан Хэммонд, Джоан Сазерленд и Джон Браунли (певцы), Альфред Хилл, Джон Антилл, Перси Грейнджер, Артур Бенджамин и Питер Скулторп (композиторы), Лаури Кеннеди (виолончелист), Эйлин Джойс и Роджер Вудворд (пианисты), Джон Уильямс (классическая гитара) и Чарльз Макеррас (дирижер). Сиднейский симфонический оркестр завоевал первое место среди австралийских оркестров и связан через организацию Симфония Австралии с симфоническими оркестрами в Аделаиде, Мельбурне, Квинсленде, Тасмании и Западной Австралии.
Из рок-групп и поп-групп - это, конечно же, AC/DC, Bee Gees, B-52, Kulie Minoque.
Театр и балет. Австралийский театр танца был основан в 1965 в Аделаиде, его возглавляет известный хореограф Мерил Танкарт. Сиднейская хореографическая компания организует представления в Оперном театре, завоевавшие широкое признание в стране. В столицах штатов действуют театральные компании, а также небольшие труппы, такие, как, например, Австралийская шекспировская компания и Мельбурнский театр "Ла-Мама".
Кинематограф. В конце 19 - начале 20 вв. австралийская кинематография занимала одно из первых мест в мире. Первый в мире полнометражный художественный фильм "Келли и его молодцы" был создан в Австралии в 1905. Однако в 1920-е годы австралийское кино не выдержало конкуренции голливудских фильмов, и в стране было снято всего несколько кинокартин. В 1970-1980-х годах австралийская кинематография вновь поднялась на международный уровень благодаря талантливым режиссерам и актерам.
Среди известных австралийских киноактеров - Оскар Эш, Джудит Андерсон, Сирил Ричард, Эррол Флинн, Мерль Оберон, Питер Финч, Род Тейлор, Мел Гибсон, Джуди Дэвис, Джек Томпсон и Николь Кидман.
Культурная жизнь Австралии предлагает мирового класса оперу, камерные и симфонические оркестры, театры, рок-концерты, современные танцы и классический балет, галереи искусств и народного творчества, комедии и кабаре, мюзиклы и Бродвейские шоу.
Хорошими бывают выставки, привозимые из-за рубежа. Они, как правило, очень даже достойны посещения. В руководстве местных нац. галерей работают очень даже соображающие, профессиональные и болеющие за дело люди, обладающие, как видно, хорошими связями в мире культуры. Поэтому им зачастую удается собирать из хороших европейских и американских музеев очень представительные тематические выставки. Идея эта, по-моему, отличная, поскольку дает возможность увидеть практически все работы какого-то мастера или целого направления без путешествия по всему миру по десятку музеев. Выставка работ Рембрандта в прошлом году включала экспонаты из 50 музеев и нескольких частных коллекций из 12 стран. Недурственно, правда?
…Детские спектакли-сказки в "серьезном" театре (State Theatre) отличались пышностью постановки (т.е. денег на декорации и костюмы не жалели). То же самое было с детским мюзиклом "Красавица и Чудовище" - отличная режиссура, очень профессиональные актеры, работающие от души (и с отличными голосами), классные декорации и костюмы. Это в Her Majesty's Theatre.
В октябре мы были в театре под названием Melbourne Regent Theatre. …Смотрели мы бродвейский мюзикл "Скрипач на крыше", который при ближайшем рассмотрении оказался старым знакомым - "Тевье-молочником" Шолома-Алейхема. (У нас - пьеса Г. Горина "Поминальная молитва") Привез постановку некий Нью-Йоркский театр. Школа Ли Страсберга (в отличие от привычной нам школы Станиславского) тоже весьма интересное нечто. Особенно поражает хореография - подобной пластики я у нас не видел. Вообще же бродвейский мюзикл это наша оперетта. Сам театр переделан из бывшего кинотеатра.
|