При достигнутом в 1999 году обороте в 816 млрд. франков (+1,7% по сравнению с 1998 годом), составляющем примерно 19% оборота всей промышленности, за исключением энергетики, пищевая отрасль с большим отрывом заняла первое место по показателям активности среди остальных отраслей промышленного производства, опередив химическую, автомобильную, машиностроительную, электронную и авиационную промышленность.
При товарообороте, составляющем 21% от оборота предприятий агропромышленного комплекса (АПК) стран Европейского союза, эта отрасль французской промышленности занимает первое место в Европе, несколько опережая Германию (18,6%) и значительно - Соединенное Королевство и Италию.
Основные характеристики и цифровые показатели
Третий по значению работодатель в промышленности
Используя труд 405 тыс. наемных работников, то есть на 0,5% больше, чем в предыдущем году, агропромышленный комплекс является третьим по значению работодателем в промышленном производстве.
Насчитывающая около 4250 предприятий, среди которых основную массу составляют малые и средние предприятия (93% из них имеют менее 200 наемных работников), пищевая промышленность рассредоточена по территории всей страны. На долю малых и средних предприятий приходится 43% всего оборота пищевой промышленности и 37% ее экспорта; 85 самых крупных предприятий осуществляют 41% экспортных поставок. Характерно также и то, что 28% промышленных предприятий комплекса расположены в сельской местности, в то время как для остальных отраслей промышленности этот показатель равен 15%.
Первый по значению клиент сельского хозяйства
Пищевая промышленность является привилегированным партнером для огромного числа потребителей и поставщиков. Ее предприятия перерабатывают более 70% сельскохозяйственной продукции Франции, и ее роль по объему продукции в стоимостном выражении неуклонно растет. С 1993 года произведенная добавленная стоимость в пищевой промышленности превышает аналогичный показатель в сельском хозяйстве: предприятия агропромышленного комплекса производят 15% добавленной стоимости, получаемой всеми отраслями промышленности Франции (230 млрд. франков в 1997 году), представляя собой первый по значению источник добавленной стоимости в промышленности.
Занимая первое место среди клиентов сельского хозяйства, пищевая отрасль является также самым крупным покупателем услуг автомобильного транспорта, тары и упаковочных материалов, рекламных площадей. Она в то же время - самый крупный поставщик для розничной торговли и предприятий общественного питания.
Доля отрасли во внешнеторговом балансе Франции весьма внушительна. При объеме экспорта в 166,9 млрд. франков пищевая промышленность имела в 1999 году активное сальдо в сумме 50,6 млрд. франков. Это сальдо составляет около 82% от общего положительного сальдо агропромышленного комплекса, которое распределяется следующим образом:
- Европейский союз: 28,3 млрд. франков (56,0%);
- третьи страны: 22,3 млрд. франков (44%).
Активность, стимулируемая экспортом
Несмотря на то что около 80% оборота пищевой промышленности приходится на внутренний рынок, ее развитие в последние годы происходило в первую очередь благодаря экспорту, объем которого в 1999 году составил 20,4% ее оборота. С 1988 года Франция является самым крупным в мире экспортером продукции пищевой промышленности.
Потребление продуктов питания
В последние 15 лет доля продуктов питания в конечном потреблении населения постоянно снижается. Согласно национальным счетам, с 1980 по 1997 год эта доля сократилась в стоимостном выражении с 20,4% до 16,6%.
С другой стороны, структура потребления мало изменилась; тем не менее доля мясных продуктов сократилась на 3 процентных пункта, в частности, в пользу молочных продуктов и рыбы. И если с 1980 года конечное потребление населением всех товаров в целом ежегодно возрастало по объему в среднем на 2,3%, то потребление продуктов питания увеличивалось на 1,3%. Значительно выросло потребление безалкогольных напитков. Сократилось потребление картофеля и сахара, а потребление кофе и чая осталось на прежнем уровне. В 1998 году потребление населением продуктов питания увеличилось на 1,5%.
Обеспечение качества - главная задача агропромышленного комплекса
Запросы потребителей
Качество продуктов питания - понятие сложное и постоянно развивающееся. Оно охватывает многие области, в том числе "санитарную безопасность", вкусовые свойства, гастрономические особенности, а также честность при совершении сделок, равно как и доверие в отношениях между поставщиками и их клиентами. Различные аспекты этого понятия меняются в соответствии с динамикой социально-экономического развития. В условиях насыщенности рынков экономически развитых стран качество становится важнейшим элементом стратегии предприятий и определяющим для потребителей критерием выбора.
Франция предвосхитила появление и распространение отличительных знаков, характеризующих высококачественную продукцию. Так, например, подлинный специфически местный продукт, подпадающий под контролируемое название с обозначением места производства (AOC), которое издавна применяется во Франции, несет на себе отпечаток культуры, истории, особенностей технологии, соблюдения традиций, то есть всех элементов, присущих конкретной местности. Такой продукт воплощает в себе все их разнообразие и является национальным культурным достоянием.
Большие различия существуют в привычках и поведении потребителей, равно как и в кулинарном искусстве. Такое культурное многообразие является национальным достоянием народов. Его следует беречь, сохраняя местные технологии и специфические особенности почв и поддерживая тем самым самобытные, фактически уникальные виды экономической деятельности. Именно с этой целью объединенная Европа ввела в 1992 году меры по охране такой специфической продукции.
Проводимая в течение многих лет во Франции политика обеспечения качества позволила заложить основы подлинной производственной этики агропромышленного комплекса и предоставила в его распоряжение правовые инструменты, дающие возможность определять происхождение продукции, по достоинству оценивать специфические технологии и защищать наименования товаров. Кроме того, были приняты специальные законы в области здравоохранения и охраны окружающей среды, с тем чтобы включить в понятие качества любые меры, направленные на рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов.
Специальный правовой механизм
Соответствующий французский правовой механизм, создание которого началось в 1919 году с учреждения контролируемых названий с обозначением места производства (АОС), а затем было продолжено в 60-е годы введением сельскохозяйственных марок, с 1980 года включает сертификат соответствия и обозначение "продукт биологического сельского хозяйства" (АВ). Эти официально признанные инструменты предполагают соответствие продукции спецификациям и проверку правильности их применения официальными сертификационными органами, утвержденными государственными властями, после получения положительного заключения Комиссии по торговым маркам и сертификации сельскохозяйственных и пищевых продуктов.
Логотипы официальных знаков качества
Эти четыре знака (АОС, сельскохозяйственная марка, сертификат соответствия и обозначение "продукт биологического сельского хозяйства") получили свое прямое продолжение в европейском законодательстве, позволяющем объединить правовую защиту названий продуктов с определенным географическим происхождением, продуктов, произведенных традиционными методами, и продуктов биологического сельского хозяйства.
В рамках Европейского союза охраняемое название с обозначением места производства (АОР) служит для защиты АОС. Охраняемый географический указатель происхождения (IGP) относится также к продукции, связанной с определенным специфическим районом происхождения, но не так тесно, как продукция АОР. Свидетельство специфичности распространяется на продукцию, не привязанную к определенному географическому району, но производимую традиционным или особым способом.
Принятием закона о признании качества сельскохозяйственных и пищевых продуктов от 3 января 1994 года и декретов о его применении государственные власти намеревались обеспечить полную увязку между французскими знаками качества и инструментами правовой защиты, предусмотренными законодательством Европейского союза, с тем чтобы ослабить ограничения, упростить формальности для производителей и не увеличивать число показателей, по которым потребитель может убедиться в подлинности качества.
Таким образом, любая заявка на защиту продукта путем присвоением ему АОР должна сопровождаться заявкой на контролируемое название АОС, подаваемой в национальные органы. Любая заявка на защиту продукта путем присвоения ему IGP или на получение свидетельства специфичности может подаваться только в рамках заявки на торговую марку или сертификат соответствия. Структурами, обладающими компетенцией в области европейских процедур, являются Национальный институт регистрации и охраны фирменных наименований товаров и Комиссия по торговым маркам, которые дают свое заключение по вопросам передачи правительством Франции в Европейскую комиссию заявок на АОР, IGP или на свидетельство специфичности.
В заключение следует отметить, что за последние годы произошел сдвиг к лучшему пониманию терминов "географический указатель происхождения" и "название с обозначением места производства". Многие страны разделяют мнение, что продукты с присвоенным географическим указателем происхождения - это продукты, обладающие оригинальным качеством, обусловленным специфическими местными условиями, и представляющие собой общественное благо, достояние, которое следует беречь и охранять. Это подразумевает также необходимость со стороны всех государств взаимно уважать и охранять географические указатели происхождения.
С точки зрения Всемирной торговой организации (ВТО) термин "географический указатель происхождения" включает оба понятия - название с указанием места производства и географический указатель в узком смысле слова, в зависимости от прочности связи между продуктом и местом его происхождения. Географический указатель происхождения обеспечивает такое же право интеллектуальной собственности, как, например, патент или торговая марка.
Процедуры контроля
Качество пищевых продуктов контролируется на всех этапах их производства и распределения.
Предусмотренные законом проверки
Во Франции производство и распределение продовольственных товаров регламентируются законами, определяющими минимально необходимые условия проектирования, обустройства и оборудования помещений, а также правила гигиены для персонала и оборудования. Соблюдение этих условий удостоверяется выдачей официального санитарного разрешения.
Государственные инспекторы регулярно проверяют соблюдение этих правил специалистами. Так, гигиенический и санитарный контроль осуществляется с момента изготовления продукции до ее продажи потребителю. Для контроля качества и безопасности продукции государственные органы привлекают 5200 инспекторов.
В результате принятых мер по согласованию систем инспекции и сертификации в интересах создания благоприятных условий для глобализации торговли пищевыми продуктами европейское законодательство было скорректировано. Теперь оно предоставляет специалистам агропромышленного комплекса инструменты, позволяющие им выполнить те обязанности, которые предписаны в области обеспечения гигиены и качества производимой или обрабатываемой продукции. Речь идет, с одной стороны, о применении принципов системы анализа рисков и критических ситуаций в области обеспечения качества пищевых продуктов (НАССР), а с другой стороны, об использовании промышленниками системы страхования качества, в частности в форме сертификации предприятия.
Таким образом, стремление к обеспечению надлежащего качества во всей его многогранности при соблюдении совокупности вышеуказанных норм является с точки зрения повышения стоимости продуктов за счет их обработки, равно как и с точки зрения удовлетворения запросов французского и зарубежного потребителя, основным приоритетом, которому государственные органы придают самое большое значение.
Национальное агентство по контролю безопасности пищевых продуктов
Созданное на основании закона от 1 июля 1998 года об усилении санитарного надзора и контроля за санитарной безопасностью пищевых продуктов, предназначенных для человека, Французское агентство обеспечения санитарной безопасности пищевых продуктов приступило к работе после принятия декретов от 26 марта 1999 года и 1 апреля 1999 года, уточняющих его организационную структуру, функции и подчиненность.
Агентство осуществляет оценку "санитарных и пищевых рисков, носителями которых могут быть продукты питания, предназначенные для человека или животных", в том числе рисков, "связанных с водой, предназначенной для потребления человека, способами и условиями производства, переработки, консервирования, транспортировки, складирования и распределения пищевых продуктов", а также с "болезнями и инфекциями, поражающими животных, препаратами для борьбы с болезнями растений, лекарственными препаратами для животных, в частности с препаратами, готовящимися непосредственно перед употреблением, с лекарственными пищевыми добавками, средствами борьбы с вредителями сельского хозяйства и подобными им веществами, удобрениями и стимуляторами роста растений", а также с "упаковочными материалами и материалами, которые должны находиться в контакте с вышеупомянутыми продуктами".
Для выполнения своих задач это государственное учреждение национального уровня, подотчетное министрам, ведающим вопросами здравоохранения, сельского хозяйства и потребления, может рассматривать любые вопросы и предлагать компетентным органам любые меры, направленные на защиту здоровья населения. В частности, оно оказывает правительству необходимые услуги в проведении экспертиз и соответствующую научную поддержку, а также проводит порученные ему правительством расследования.
Выступая в качестве консультанта по программам санитарного контроля и надзора, Агентство может предлагать приоритеты и вносить свои рекомендации. В его распоряжении находятся лаборатории государственных служб, которым поручен контроль за санитарной безопасностью пищевых продуктов, а также приданные ему лаборатории.
Инвестиции в агропромышленный комплекс
В условиях интернационализации рынков и конкуренции инвестиции становятся ключевым элементом развития. Приоритетные задачи состоят в том, чтобы модернизировать оборудование, повышать качество товаров, обеспечивать продвижение продукции и торговых марок.
В 1999 году инвестиции в основные фонды (модернизация, приобретение нового оборудования) достигли 24,3 млрд. франков. Ежегодные инвестиции в ценные бумаги составляют сумму порядка 10 млрд. франков с учетом мероприятий по реструктуризации и созданию предприятий за границей.
Меры по продвижению товаров и научно-исследовательская деятельность
Одной из основных отличительных черт пищевой промышленности является высокий уровень инвестиций в нематериальную сферу (продвижение товаров, реклама, научные исследования, профессиональная подготовка). Они составляют в целом около 14 млрд. франков: в 1999 году одни только расходы на рекламу оценивались в 10,6 млрд. франков.
Объем инвестиций предприятий в научные исследования, хотя и растет, достигнув в 1998 году примерно 2,4 млрд. франков, все еще остается недостаточным, но именно эти инвестиции являются условием подлинно инновационного процесса, повышающего престиж фабричной марки по отношению к марке торговой, и приносят прибыль производителям. В течение ряда лет государственные бюджетные ассигнования сохраняются на уровне 1 млрд. франков. Инновация всегда представляла собой важный элемент конкурентоспособности предприятий пищевой промышленности. В этой связи следует отметить высокую динамичность малых и средних предприятий, в которых рождается половина предлагаемых на рынке инноваций.
В последние 10 лет благодаря постоянно растущим инвестициям французская пищевая промышленность расширяет также свое присутствие за рубежом.
С 1986 по 1989 год французские капиталовложения за границей увеличились с нескольких сотен миллионов франков до примерно 25 млрд. франков и использовались с привлечением местных партнеров. В последние годы поток инвестиций несколько уменьшился, но тем не менее остается значительным: от 2 млрд. до 3 млрд. франков в год.
Инвестиции агропромышленного комплекса в промышленное оборудование
В течение рассматриваемого периода доля инвестиций в оборудование в общем объеме капиталовложений предприятий пищевой промышленности составляла от 56% до 59%. Таким образом, эти инвестиции намного превышают инвестиции АПК в строительство зданий, транспорт и т. д. Рынок АПК долгое время остается в целом относительно стабильным. Так, в течение периода после 1989 года общая сумма инвестиций в промышленное оборудование и другие основные фонды (единственная категория, по которой имеются данные) составляла ежегодно 14-16 млрд. франков.
В частности, стоимость закупленного технологического оборудования и оборудования общего назначения составляет примерно 7 млрд. франков, стоимость упаковочного оборудования - примерно 3,5 млрд. Остальное приходится на погрузочно-транспортное оборудование. Три сектора - молочная промышленность, производство напитков и мясная промышленность - поглощают более половины инвестиций в техническую сферу.
Технология, пользующаяся признанием
Французское оборудование пользуется особенно высокой репутацией в таких технологических областях, как мембранная сепарация, приготовление смесей из жидких и тестообразных продуктов, выпаривание, экструзия с последующим раздувом, а также в области упаковки, бутилирования и укладки в ящики. Оно также очень хорошо зарекомендовало себя в таких секторах, как производство молочных продуктов, хлебобулочных и кондитерских изделий, вин, а также заготовка зерна и кондиционирование овощей и фруктов.
Среди чаще всего упоминаемых сильных сторон французской технологии следует выделить:
· постоянное совершенствование оборудования;
· реактивность, способность приспосабливаться к особенностям спроса;
· гибкость, возможность изготавливать нестандартное оборудование;
· относительно низкую стоимость и высокое качество услуг.
Экспортная характеристика
Привлекательность французских продовольственных товаров для зарубежных потребителей распространяется и на соответствующее оборудование. Это составляет существенный элемент его экспортной характеристики. Вместе с тем интернационализация предприятий обусловливает высокий уровень совместимости оборудования в разных странах.
Что касается типа оборудования, то открывающиеся в настоящее время возможности экспорта касаются в основном некоторых машин, позволяющих или облегчающих трассировку, более компактных машин, предназначенных для установки непосредственно в производственных зонах, с тем чтобы можно было пользоваться контролируемыми названиями с обозначением места происхождения (если технические требования предполагают выполнение всех операций в одном и том же районе), а в области упаковки - машин, способных производить или наполнять более простые и менее загрязняющие окружающую среду упаковки.
Шестое место в мире по оборудованию
Французское оборудование часто выступает в роли подлинно движущей силы инновационного технологического прогресса в пищевой промышленности. В этом смысле оно является важным фактором укрепления позиций французской пищевой отрасли на мировой арене. Ноу-хау наших предприятий, международно признанное качество их технологий и продукции дают им возможность участвовать в проектах в области развития за рубежом, подобно тому как это делают предприятия других крупных промышленных стран, например США, Германии, Японии, Нидерландов, Италии и т. д.
Франция занимает шестое место в мире по объему торговли агропромышленным оборудованием.
Обслуживание, отвечающее новым потребностям
Национальные или иностранные промышленные предприятия нуждаются также в комплексном техническом обслуживании: поставщик оборудования должен гарантировать его бесперебойную длительную работу в соответствии со спецификациями. Это неразрывно связано с повышенным спросом на добавленную стоимость. Наконец, если происходящая в настоящее время в мире стандартизация промышленных предприятий и технологий не вызывает возражений, когда речь идет о производстве таких основных продуктов питания, как стерилизованное молоко, сахар, растительное масло и т. д., то дело обстоит иначе, когда это касается продуктов, производимых в небольших количествах.
В настоящее время крупные предприятия агропромышленного комплекса стремятся выпускать продукцию, отвечающую вкусам потребителей в разных странах, то есть с учетом культурных особенностей тех, для кого она предназначена. Это может выражаться в изменениях, вносимых на конечном этапе производства, иногда всего лишь в изменении упаковки. Но это может требовать и существенных изменений в основном или вспомогательных технологических процессах, с чем также прекрасно справляются французские специалисты по наладке оборудования.